суббота, 26 февраля 2011 г.

Фильм "Эксперимент"


Этот фильм пользовался большой популярностью в Германии (его посмотрели на родине полтора миллиона зрителей, что является высоким показателем) и был награждён несколькими кинематографическими премиями, а потом попал на фестиваль в Монреале, где заслужил приз за режиссуру. А на самом первом показе в Москве ещё в июле 2001 года в рамках Дней баварского кино актёр Мориц Бляйбтрой («Достучаться до небес», «Беги, Лола, беги», «Лунный папа») и режиссёр Оливер Хиршбигель не без изумления стали очевидцами по-настоящему восторженного приёма наших зрителей после окончания ленты.

Справедливости ради надо сказать, что действие «Эксперимента» раскручивается довольно долго и ничем особенным поначалу не поражает (ведь есть ряд похожих картин в жанре психодрамы, где участники психологических экспериментов постепенно переходят от предложенной игры по правилам к более неконтролируемому поведению, что может порой привести даже к опасным последствиям). Но фильм резко набирает обороты в последней трети, превращаясь в захватывающий и предостерегающий триллер о человеческом насилии, которое прорывается наружу с тем же упорством и одержимостью, как и стремящиеся на свободу из тюрьмы, хотя они прежде сами пожелали стать её временными узниками.

А главное — в баварском варианте эта имевшая место в реальной жизни (в стэнфордской тюрьме) история про двенадцать добровольных тюремщиков и восемь заключённых, которые по разным причинам согласились принять участие в научном опыте над собой, поневоле вызывает исторические ассоциации со временами фашизма, когда эксперимент по высвобождению звериных инстинктов затронул миллионы страждущих «навести порядок». Возможно, и у нас эта лента 43-летнего Хиршбигеля прозвучала столь актуально, что до сих пор понятие власти крепко связано в сознании многих только лишь с силой и системой подавления.

А то, что немецкая картина была выпущена в российский кинопрокат после появления на наших телеэкранах в декабре 2001 года самого первого «реального шоу» под названием «За стеклом», даже пошло ей на пользу. Поскольку отечественные зрители уже лучше представляли себе, как люди действительно готовы по собственному желанию подвергаться психологическому воздействию в замкнутом пространстве, не зная, чем всё это может закончиться и как аукнется спустя какое-то время, когда схлынет волна общественного интереса к ним, а моментально прославившиеся впоследствии обнаружат, что на самом деле никому вообще не нужны.

4 комментария: